Игорь Додон: «Я – промолдавский политик»
Избранный президент Молдовы не устает повторять это
О взаимоотношениях с Румынией
– Я не антирумын никогда им не был и не буду, но я — антиунионист. Я уважаю, люблю вас, как братьев, как соседей, но давайте будем уважать друг друга, как два независимых, суверенных государства Да, у нас есть общие исторические корни, но у каждого должен быть свой дом. Я уважаю Румынию как суверенное государство и хочу, чтобы к Молдове относились также. Давайте подпишем Договор о государственной границе, который никто не хотел подписывать в течение 25 лет. Я хотел бы, чтобы румыны чувствовали себя братьями молдаван, но не старшими братьями. А двустороннее сотрудничество с Румынией должно развиваться. Я несколько лет был сопредседателем межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и хорошо знаю эти вопросы. У нас есть совместные проекты с Румынией, которые нужно продолжить, в том числе в энергетическом секторе.
О стратегическом партнерстве
– Я не прорусский или проевропейский, не прорумынский или проукраинский политик. Я промолдавский политик. Во главе угла должны стоять национальные интересы Республики Молдова. Не скрою, у меня хорошие отношения со многими официальными лицами в России, у нас были встречи с президентом России, с председателем Госдумы, с большинством региональных российских лидеров. У нас подписано двустороннее соглашение с российской парламентской партией. Одновременно есть такие же хорошие отношения с европейскими официальными лицами, соглашение о сотрудничестве и с европейской парламентской партией из Сербии, в ближайшее время надеюсь, такое же будет подписано и с болгарской партией.
Тем не менее, первый свой визит после инаугурации совершу в Москву, второй — в Брюссель, а третий — в Бухарест. Сначала отправлюсь туда, где могут быть решены самые серьезные проблемы граждан. Мы должны сделать все возможное, чтобы восстановить полномасштабные экономические отношения с Россией, стратегическое партнерство с ней, чтобы молдавские производители могли экспортировать товары на российский рынок. И это надо делать срочно. Но тут многое зависит от отношений с Брюсселем. Я не исключаю вероятности трехсторонних переговоров Россия-ЕС-РМ.
О Соглашении об ассоциации с Евросоюзом
– У президента нет полномочий, чтобы денонсировать Соглашение об ассоциации. В Политической программе Партии социалистов есть такой пункт. ПСРМ остается на своих позициях. Но президент страны по закону не имеет права быть членом какой-либо партии, и я официально заявил о своем выходе из Партии социалистов. Президент не может быть президентом только для тех, кто поддерживает социалистов. Он должен быть президентом для всех граждан страны. Для меня Соглашение с ЕС – возможность продвигать реформы в Молдове. Очевидно, что в ближайшие 10-15 лет Молдова членом Евросоюза не станет. Неизвестно, что случится за это время с ЕС, из которого начинают выходить страны. Поэтому давайте проводить реформы у себя, пользуясь опытом Евросоюза для развития нашей страны.
О взаимоотношениях с парламентским большинством
– В своей работе я буду опираться на граждан Молдовы. И если столкнусь с попытками блокировать мои начинания, обращусь к населению. Конституция это позволяет – провести референдум, когда речь идет о вопросах государственной важности. Парламентское большинство должно понять: президент Додон не будет подобен президенту Тимофти, который раз в полгода раздавал кому-то награды – и все. Я и моя команда будем настаивать на продвижении реформ и на повестке дня, которую я предложил, на выполнении обещаний, данных в предвыборный период.
О решении приднестровского вопроса
– Федерализация – проект ПСРМ, который я поддерживаю. Есть разные формы федерального устройства. И дело, в конце концов, не в названии. Но реинтегрировать страну необходимо. И опыт уже есть: Гагаузии предоставлена автономия. Специальный статус расширенной автономии нужно предоставить и районам левобережья Днестра. Только так можно объединить страну. Думаю, 24 года, прошедшие с момента вооруженного конфликта на Днестре, убедили всех: нужно сесть за стол переговоров. Другого решения проблемы не существует. Уверен, что политическое решение удастся найти в ближайшем будущем. В этом заинтересованы и на Востоке, и на Западе. Я оптимист и считаю, что в следующие год-два будут сделаны конкретные шаги для политического урегулирования приднестровского вопроса.
Вероника ПОНЯТОВСКАЯ.