Газета "Кишиневские новости"

Новости

Виорел Чиботару: «Люди, называющие себя правящей коалицией, – нелегитимное сборище»

Виорел Чиботару: «Люди, называющие себя правящей коалицией, – нелегитимное сборище»
28 июля
00:00 2016

Состоявшийся журналист, редак­тор нескольких изданий, препо­даватель Молдавского госуни­верситета, директор Европейского института политических исследо­ваний, министр обороны в прави­тельстве Кирилла Габурича и просто полковник Виорел Чиботару летомэтого года возглавил Либерал- демократическую партию. Карье­ра если и не звездная, то близкая к таковой.

В своей традиционной гостиной журналисты «МК в Молдове» задали господину Чиботару несколько десятков вопросов. Представляем нашим читате­лям самые интересные ответы гостя.

– Чем ЛДПМ 2016 года отличается от той, что была в 2010-м?

– Есть несколько ключевых слов. Первое и главное – «реформа». Мы изменили устав и процедуру избрания председателя, определив новый статус политформирования. Партия одной из первых перерегистрировалась в Ми­нюсте. После пятилетнего пребывания в правящей коалиции мы перешли в жесткую оппозицию. Идет политическая перезагрузка.

Второе ключевое слово – «последо­вательность». Все реальные успехи по­следних лет связаны с ЛДПМ. Это под­писание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и получение безвизового режима с ЕС. Не случайно наши бывшие союзники и нынешние противники – демо­краты и либералы – приписывают наши достижения себе. Смешно, но и коммуни­сты считают эти позиции своим успехом.

– Почему ваши недавние союзни­ки стали противниками?

– Да потому что партия, с которой мы заключали договор, вероломно, без видимых политических мотивов его на­рушила. Одно за другим были «снесе­ны» два правительства, сама ЛДПМ подверглась рейдерской атаке. Нашим председателям районов и мэрам стали поступать «интересные» предложения. Во-первых, выходи из ЛДПМ, и тогда сможешь спокойно работать дальше. Во-вторых, переходи к демократам. В-третьих, если всё-таки упорствуешь в верности принципам, тобой займется прокуратура. Те, у кого были проблемы с законом, ушли к демократам. Туда им и дорога. Такую тактику не использовали даже коммунисты. В любой партии есть энтузиасты, есть случайные люди и есть, те, кто вступал в неё исключительно ради «крыши» и реализации собствен­ных проектов. Три последние категории отсеялись, причём первыми побежали те, у кого были проблемы с законом. Мы, в результате, только окрепли, и ещё по­смотрим, кто посмеётся последним…

К слову, поступает информация о том, что Плахотнюк на левом фланге затеял новый проект – купил у Шели­на Социал-демократическую партию. В ней он соберет всех «политических тури­стов», от коммунистов до либералов.

– Об этом, возможно, надо гово­рить во всеуслышание, а не где-то в кулуарах.

– Я заявлял об этом, когда был из­бран председателем партии, да и фрак­ция ЛДПМ в парламенте не молчит. Со­ответствующий доклад мы подготовили и представили международным органи­зациям, Европейской народной партии и аккредитованным в Молдове посоль­ствам.

Другое дело, либеральные демо­краты находятся сегодня в «зоне мол­чания», поэтому спасибо «МК» за воз­можность донести нашу точку зрения до сограждан. Да, мы наделали много ошибок. Главная из них в том, что нель­зя строить властные структуры по пар­тийной разнарядке. Вторая, близкая к первой, – кадровая. Партия пошла на сотрудничество с людьми, которые ока­зались обыкновенными ворами, чужды­ми национальным интересам. Но что касается курса и принципов, мы оста­емся им верны. Цель у нас прежняя – по­строить европейское цивилизованное государство с верховенством закона, государство, позволяющее людям реа­лизовать себя по максимуму.

– Как к вашему избранию на пост председателя партии отнёсся Влади­мир Филат?

– Без возражений. Он направил обра­щение к съезду с просьбой снять с него полномочия руководителя ЛДПМ. Ны­нешняя позиция партии, в свою очередь, состоит в том, что экс-председатель Либерал-демократической партии яв­ляется политическим узником, которо­го лишили права на справедливый суд. Сегодня нет никаких оснований гово­рить о вине или невиновности бывшего председателя ЛДПМ.

– Вы были членом правитель­ства, когда принимались секретные постановления о выделении денег из валютных резервов частным банкам. Какой была ваша позиция?

– По поводу действий правительства Юрия Лянкэ воздержусь от коммента­риев. Другое дело – кабинет Кирилла Габурича. Майя Санду тогда требовала разъяснений: на каком основании мы принимаем это решение? Пригласили президента Национального банка До­рина Дрэгуцану и директора Антикоруп­ционного центра Виорела Кетрару. Они полностью взяли на себя ответствен­ность и заявили: в противном случае стране грозит экономический крах и лик­видация сразу трех банков. Я поддержал Санду, понимая, что во многом отвечаю за национальную безопасность. Голосо­вания как такового в правительстве нет, если кто-то против, он просто озвучива­ет свои сомнения. Недавно Майя Санду мне сказала, что намерена затребовать стенограмму того заседания, чтобы всем стало ясно, кто является истинным вино­вником исчезновения денег. По сути, мы все жертвы этого преступления.

– Как и с кем ЛДПМ собирается идти на президентские выборы?

– В апреле наши немецкие колле­ги пригласили на консультации в Бер­лин представителей четырех партий – Либерал-демократической, Действия и солидарности, Европейской народ­ной и Платформы DA. В большинстве европейских стран, когда у нескольких формирований схожая идеология, они на президентских выборах объединяют силы. На семинаре в Берлине был раз­работан документ, предполагающий его последующее подписание. Сошлись на трех пунктах: ненападение, определе­ние общего кандидата, создание плат­формы для совместных действий на президентских и парламентских выбо­рах. Три из вышеозначенных партий уже определили своих претендентов на пост главы государства. Мы своего не назва­ли, а на последнем съезде ЛДПМ было решено поддержать единого кандидата, который будет выдвинут в ходе перего­воров между четырьмя партиями.

– Но Лянкэ на политсовете своей партии уже объявил, что решил под­держать правящую коалицию.

– Не хотелось бы забегать вперед, но в таком случае переговоры о едином кандидате могут быть сорваны. Пока мы не обсуждали эту проблему в четырех­стороннем формате. Для меня люди, называющие себя правящей коалици­ей, – нелегитимное сборище. Вести пе­реговоры с вошедшими в него бывшими коммунистами и либерал-демократами просто неприлично. Напомню: все эти люди перед парламентскими выборами подписывали соглашение о том, что в случае выхода из партии отказываются от депутатского мандата. Там нет ника­кой морали, присутствуют лишь личные интересы. Это не проевропейская коа­лиция, а повторюсь – сборище, имити­рующее реформы.

– Предположим, во второй тур выйдут кандидат от правящей коа­лиции и Игорь Додон. За кого вы станете призывать голосовать свой электорат?

– Об этом говорить преждевременно. Безусловно, для нас любой кандидат с левого фланга неприемлем. Не вижу, при каких обстоятельствах мы могли бы поддержать социалистов. То же самое относится и к правящей коалиции. Ну не должна повториться ситуация, когда мы, зажимая нос, призывали голосовать за Киртоакэ – в итоге абсолютно все, вне зависимости от геополитической ориен­тации, оказались по уши в дурно пахну­щей субстанции.

– Вы как экс-министр обороны поддерживаете связь с бывшими подчиненными. Что происходит в военном ведомстве сегодня?

– Что-то специально вызнавать было бы с моей стороны неэтичным. Общаюсь лишь на официальных встречах. Но есть общее видение: те обязательства, что я взял на себя, когда вел переговоры в Брюсселе, с моими румынскими колле­гами, – не выполнены. Хотя все должно было завершиться еще в прошлом году. В реформировании Национальной ар­мии застой. Правящая коалиция держит ситуацию в состоянии неопределенности. Либералы – за объединение с Румынией и вхождение в НАТО, демократы – за ней­тралитет и дистанцирование от Северо­атлантического блока. Куда они вместе идут – совершенно непонятно.

– Вы сторонник вхождения в НАТО?

– Нет. Просто Республика Молдова должна быть обороноспособна. На этом пути нет никаких ограничений. В ХХI веке статус нейтралитета размыт. Например, Швейцария, Австрия и Швеция «вклады­ваются» в евроатлантическую безопас­ность больше, чем многие официальные члены НАТО. Любое международное сотрудничество, особенно в миротвор­ческих операциях, повышает престиж страны, создает ей образ безопасного региона и способствует, в конечном счё­те, инвестициям в экономику.

– Заигрывания с НАТО лишили Украину Крыма и привели к войне на востоке страны. И мы пойдем таким путем?

– Играют меж собой большие стра­ны. У них свои проблемы, у нас – свои. Например, российская военная база в Приднестровье. Сегодня Москва не может поддерживать ее функциони­рование на должном уровне из-за по­зиции Киева. Не Молдова виновата в том, что Россия испортила отношения с Украиной. Кишинев не имеет никако­го отношения к событиям в Крыму и на Донбассе. Так почему мы должны рас­плачиваться за это? И что будет, если Украина, скажем, вступит в НАТО?

Словом, с уверенностью могу утверждать только одно: на сегодняш­ний день ни армия США, ни германский бундесвер Молдове не угрожают.

Александр ТОКАРСКИЙ.


 

СПРАВКА “МК”

От пика популярности до глубокого кризиса

О создании Либерально- демократической партии было объявлено 8 декабря 2007 года. Возглавил новое формирование, предварительно покинувший ряды парламентской фракции демокра­тов, Владимир Филат. Тогда Дмитрий Дьяков не раз обвинял его и ЛДПМ в целом в том, что они перекупают у других политформирований депута­тов и заметных политиков. Сегодня ситуация прямо противоположная. На парламентских выборах 5 апреля 2009 года либеральные демократы по­лучили в законодательном органе 15 мест, но оспорили итоги голосования. На досрочных выборах 29 июля того же года ЛДПМ получила уже 18 ман­датов. В августе 2009-го четыре оп­позиционные партии создали Альянс «За европейскую интеграцию». После неизбрания президента 28 ноября 2010 года состоялись «очередные внеочередные» выборы. Тогда ЛДПМ достигла пика своей популярности – 32 депутатских мандата. В результате внутренних противоречий в Альянсе «За европейскую интеграцию», 5 мар­та 2013 года парламент вынес вотум недоверия правительству, возглавля­емому Владимиром Филатом. Его на посту премьера сменил Юрий Лянкэ, покинувший ряды ЛДПМ 26 февраля 2015. Еще один вице-председатель ЛДПМ Валерий Стрелец возглавлял правительство с 30 июля по 29 октя­бря 2015 года. Владимир Филат был лишен депутатской неприкосновен­ности и препровожден в СИЗО 15 октября 2015 года. С тех пор партия пребывает в глубоком кризисе. На VII съезде ЛДПМ, прошедшем 18 июня 2016 года, политформирование воз­главил Виорел Чиботару.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,03–0,81%
GBP22,87–0,68%
UAH0,44–0,26%
RON3,82–0,82%
RUB0,18–0,85%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив