Скакуны в центре столицы
Траян Бэсеску не приехал поддержать молдо-румынских унионистов
В минувшее воскресенье сторонники объединения Республики Молдова с Румынией провели вКишиневе ряд мероприятий. С утра в Национальном дворце имени Николая Сулака проходил учредительный съезд «Сфатул Цэрий – 2», в полдень на митинге в сквере перед Театром оперы и балета имени Марии Биешу огласили резолюцию съезда, затем был устроен марш по проспекту Стефана Великого и концерт у Железнодорожного вокзала. По разным оценкам, во всех этих мероприятиях приняли участие от трех до шести тысяч человек.
В Национальном дворце по случаю 98-й годовщины объединения с Румынией собралось около 1700 человек. Событию этому предшествовала подготовительная деятельность инициативной группы по проведению «Сфатул Цэрий – 2», в которую вошли Николае Дабижа, главный редактор газеты «Литература ши Арта», Мирча Друк – бывший премьер, Александру Мошану – экс-спикер парламента, Михай Чимпой – в прошлом председатель Союза писателей, Еуджен Дога – композитор, Петру Богату – журналист, Силвиу Тэнасе – брат председателя Конституционного суда. Остальные – менее известны. Выступая перед унионистами, Николае Дабижа заявил, что объединяться надо было сразу – в начале 90-х, а не затягивать процесс. В итоге за прошедшие годы к власти зачастую приходили люди чуждые идеям «Унири», расстроено сообщил писатель. По его мнению: «Гражданам, включая представителей национальных меньшинств, не смогли объяснить преимущества объединения Молдовы с Румынией. Поэтому нам приходится сейчас начинать все сначала». Кстати, у унионистов тема нетитульных наций очень популярна. Якобы именно эта категория граждан препятствует реализации идеи объединения, уверены прорумынски настроенные политики. Однако, по данным переписи 2004 года, молдаванами себя назвали 75,8% населения. Как оставшиеся 24,2% могут заблокировать вхождение в Румынию, ни Николае Дабижа, ни лидер платформы Acțiunea 2012 Георге Симион не объясняют. Писатель также с легкостью нашел способ разрешения приднестровского конфликта, предложив Киеву вернуть в состав Молдовы север и юг Бессарабии в обмен на мятежное Левобережье.
Со ступеней Театра оперы и балета Константин Кодряну, координатор Блока национального единства, познакомил сограждан с декларацией, принятой «Сфатул Цэрий – 2». Оказывается, реализовав идею вхождения в Румынию, мы сразу же получим румынские зарплаты, пенсии, достоинство, горы и море, заявил оратор. «Уже в 2018 году пройдет мирное объединение двух румынских государств. Советский Союз насильно оторвал нас от родины, а сейчас нами еще и манипулируют. Надо реализовать право на этническое самоопределение», – читал Константин Кодряну. Николай Дабижа долго рассказывал, какие международные договоры надо соблюдать, а какие нет. «Объединение неизбежно, потому что этого хочет Бог (боевой клич крестоносцев, ред.). От нас зависит, как это произойдет. Бессарабия – румынская земля. Необходимо признать законность решения от 1918 года, когда было провозглашено объединение Молдовы с Румынией, и аннулировать последующие соглашения», – уверен Николае Дабижа.
На марш приехало много граждан соседней страны: были гости из Бухареста, Галаца и Ясс. По крайней мере, люди держали таблички с названиями этих городов. А вот Траяна Бэсеску организаторы мероприятия так и не дождались, хотя тот и грозился возглавить шествие по центру Кишинева. Несмотря на то, что к молдавским унионистам присоединились и румынские, марш получился не очень многочисленным. Зато он был достаточно шумным. Впереди шли футбольные фанаты. Одна из их кричалок была позаимствована у участников киевских протестов 2014 года и адаптирована к нашим условиям: «Кто скачет, тот хочет объединения». Также молодые люди скандировали: «У Румынии нет границ по Пруту», «Да здравствует Великая Румыния от Днестра до Тисы». Марш завершился на площади перед железнодорожным вокзалом. Там выступающие призвали Вашингтон и Москву обратить внимание на «желание Молдовы объединиться с матерью-родиной Румынией». Впрочем, призывы эти вряд ли будут учтены, поскольку требования оппозиции, выводившей на площадь по 50 тысяч сторонников, тоже остались незамеченными. Потому могло бы показаться странным, если бы в Москве или за океаном вдруг заметили 5-тысячный марш унионистов.
Александр ТОКАРСКИЙ.