Подпольный кабмин действует
Утвержденное и приведенное к присяге втайне правительство и работу начало в обстановке глубокой секретности
Отом, что первое заседание вновь назначенного исполнительного органа состоится, пресс-служба сообщила за полчаса до начала. Видимо, чтобы как можно меньше журналистов успели прийти и своими глазами посмотреть на министров-подпольщиков. Ипрошло заседание примерно за полчаса – ровно столько, сколько длилось утверждение кабинета в парламенте.
Грядет большой дефицит
Новоиспеченный премьер Павел Филип обратился к подчиненным с таким призывом: «Забудьте о политике, забудьте о личной жизни. Мы должны сосредоточиться на наших задачах». В ходе заседания министр финансов Октавиан Армашу сделал тревожное заявление: с учетом того, что в ближайшие полгода рассчитывать на внешнюю помощь можно едва ли, придется принимать исключительные меры для обеспечения обязательных расходов бюджета. По его словам, дефицит бюджета на начало февраля составит 1 млрд леев, а за полгода — 4-5 млрд леев.
Павел Филип заявил, что необходимо срочно готовить почву для приглашения миссии Международного валютного фонда, без соглашения с которым невозможно будет разблокировать внешнее финансирование и обеспечить финансовую стабильность. Говоря же о текущей ситуации, премьер заверил, что «мы будем работать над тем, чтобы найти необходимые денежные средства в бюджет».
Первоочередной задачей кабинета министров премьер назвал «защиту населения». И стал заниматься этой защитой с места в карьер. Он провел встречу с импортерами нефтепродуктов – и за четыре дня на АЗС дважды снизились цены на горючее. Теперь литр стал дешевле в среднем на целый лей. А после рабочего заседания с участием руководства АО «Moldovagaz» Национальное агентство по регулированию в энергетике оперативно пересмотрело тариф на природный газ, в результате чего стоимость его для конечных потребителей с 1 февраля сократится примерно на 10%.
Кто кого захватил?
При этом за трудами праведными Павел Филип не забывает и о связях с общественностью. Он стал с завидной регулярностью и частотой общаться с журналистами. И, например, выступая на общественном телеканале Moldova 1, выразил несогласие с Генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом, который в статье о Молдове для газеты The New York Times назвал нашу страну «захваченным государством». Не называя имени высокого европейского чиновника, премьер заявил: «В Молдове в последнее время часто говорят о захваченном государстве. Я не очень понимаю, что это означает. Лично я был министром и не чувствовал себя никем захваченным. Мои коллеги также не жаловались, что были захваченными. Это какие-то необоснованные заявления».
Было бы странно, если бы премьер чувствовал себя как-то иначе. Ведь он как раз и входил в состав правительства, участвовавшего в захвате государства. И все нынешние телодвижения, якобы направленные на защиту населения, – лишь желание пустить народу пыль в глаза. Удешевление топлива объясняют снижением цен на нефть на мировых биржах. Так нефть уже целый год дешевеет, очень быстрыми темпами и весьма существенно. А наши поставщики подчиняются не законам рынка, а мановению волшебной палочки в руках премьера – и исключительно в нужный момент. То же касается и природного газа. За последние несколько лет закупочная цена на него снизилась более чем в два раза: с 430 долларов за 1000 кубометров до 210 долларов. Но из-за огромного торгового дефицита, из-за кражи миллиарда долларов из резервов Национального банка курс национальной валюты по отношению к доллару упал с 12 до 20 леев!
В результате население Молдовы платит больше за газ, который стал дешевле. А убранные из тарифа 10%, которые уже преподносят как большое благодеяние, всего лишь вернули стоимость газа на уровень, с которого она была увеличена в ноябре на те же 10%.
Так, собственно, в нашем «незахваченном» государстве решаются все вопросы – когда это кому-нибудь очень высокопоставленному нужно. А бедный премьер и не догадывается…
Вероника ПОНЯТОВСКАЯ.