Протесты разбудили страну!
Сегодня истекает срок ультиматума, выдвинутого власти Усатым и другими лидерами протестного движения
Главное условие этого ультиматума, напомним, – роспуск парламента и назначение даты досрочных выборов. Подобная категоричность, в свете прошедшего в воскресенье в Кишинёве многотысячного объединённого митинга протеста, недвусмысленно намекает нам на складывающуюся в стране революционную ситуацию. Которая, как мы знаем из школьных учебников истории, складывается в момент, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Однако в нынешней ситуации для власти республики есть и худшая новость: впервые по меньшей мере за четверть века молдавские «низы» сегодня абсолютно единодушны в своём отчётливом понимании того, кто несёт реальную ответственность за их беды. Зачастую – поимённо.
Отрезвляющая затрещина
«Вы, господа, совершенно напрасно тешите себя мыслью, будто «мамалыга не взрывается», – заявил на прошлой неделе лидер «Нашей Партии», комментируя демонстративную индифферентность власти к требованиям протестующих. А в среду, сразу после голосования в парламенте за правительство Филипа, вызвавшего в обществе небывалое негодование, прямое воздействие «взрывной волны» сполна ощутил на себе Михай Гимпу.
Нет, мы вместе с нашими читателями, разумеется, категорически осуждаем физическое насилие как метод политической борьбы. Но очень трудно не назвать символичной затрещину, от души выписанную предводителю молдавских либералов кем-то из манифестантов. Потому что она означает: схема, при которой ты, заходясь в «проевропейском» словоблудии, поддерживаешь откровенных мошенников во власти, дабы продолжал функционировать твой собственный маленький свечной заводик, перестаёт быть комфортной и безопасной. Замечательная ирония ещё и в том, что, выкрикивая презрительное «Иуда!», физиономией по мёрзлому асфальту господина Гимпу возил не мифический «Русский Оккупант», а самый обыкновенный молдаванин («добрый и терпеливый», как известно), пришедший на площадь от последней степени безысходности.
И в этом смысле понятия «оппозиция» и «протест» нынче в Молдове действительно переходят на новый уровень. Одно дело, когда «интеллектуал» «критикует» власть, исходя из своих умозрительных представлений об общественном устройстве, геополитике и пр. И совсем другое – если на протестную улицу выходит человек, которому не во что одеть ребёнка в школу, нечем заплатить по коммунальным счетам, а порой некому даже пожаловаться. Это уже по-настоящему, по-взрослому и не иллюзорно опасно, какой бы «мамалыгой» ни успокаивала себя власть.
К слову, именно поэтому на всех протестных акциях прошлой недели не было замечено ни одного партийного флага. Поэтому условный унионист стоял плечом к плечу с условным сторонником Таможенного союза – их реальные чаянья сегодня полностью совпали. И этот поразительный факт уже записан в новейшей истории Молдовы, чем бы в итоге не окончилось протестное движение.
Премьер не понимает
«Режим нас много раз обвинял в том, что мы готовим государственный переворот, что хотим сжечь «Нобил». Но сегодня, как и всегда, мы вышли на протест с благородными мыслями. Мы протестуем для того, чтобы в буквальном смысле слова спасти страну от этой криминальной власти! И сегодня я пришел с цветами, потому что мы мирные люди, а Молдова – наша самая любимая и самая дорогая страна!» – заявил Усатый в воскресенье с трибуны митинга на Площади великого национального собрания, держа при этом в руках букет белых хризантем.
Накануне вечером лидер «Нашей Партии» обратился к сторонникам через свою страницу в Фейсбуке, призвав людей приходить на митинг с хризантемами. Трудно сказать, было ли это тщательно продуманным шагом или чистой импровизацией. Однако мы с вами прекрасно знаем: за последние два десятка лет на пространстве СНГ любой массовый протест, если он получал красивый «цветочный» символ, в итоге переходил в статус революции и завершался сменой власти в стране…
Между тем, эта самая власть, на словах алчущая «стабильности в стране», в так называемом диалоге с протестным движением взяла некий, мягко говоря, странный курс. Едва принесший премьерскую присягу (ночью, наспех), господин Филип на голубом глазу заявил в телекамеру, что у него «есть дела поважнее, нежели вникать в требования манифестантов» и он «вообще не понимает, что значит термин «захваченное государство».
В последние месяцы упорно молчавший Мариан Лупу вдруг бросился делать Владу Плахотнюку – человеку-антирейтингу, самой ненавидимой в стране персоне – пафосный промоушн. Без всякого стеснения сравнив своего патрона с легендарным британским премьер-министром: «В 1940 году премьером Британии стал Уинстон Черчилль, у которого также был низкий рейтинг, но исключительные качества менеджера, как и у Плахотнюка»…
Под «крышей» партнёров
Наконец, полную ясность в действия власти внёс спикер парламента Канду:
«Протестующие не признают легитимность правительства и требуют досрочных выборов. Есть слишком мало причин для того, чтобы проводить досрочные выборы. Правительство законно, об этом свидетельствует и поддержка наших партнеров по развитию, реакция зарубежных лидеров, которая была вчера и сегодня»…
Точно так же сопливый дворовый хулиган свято верит, что в случае чего, за его безобразия «заступятся большие пацаны».
И действительно, будучи недавно с визитом в соседней Румынии, официальный представитель Госдепа США небезызвестная Виктория Нуланд приветствовала «избрание парламентским большинством нового молдавского проевропейского правительства, которое будет способствовать стабилизации обстановки в стране, упрочению демократических ценностей, а также продолжению курса реформ…». Впрочем, эти дежурные дипломатические банальности заставили посла США в Молдове Джемса Петита (куда более осведомлённого о положении дел в Молдове) испытать что-то вроде неловкости. И даже частично дезавуировать заявление госпожи Нулад, высказавшись в том смысле, что власти США не поддерживают никого из местных политиков, а желают всяческого процветания всему народу Молдовы.
В стане протестующих отреагировали слегка по-другому.
«Ночью узнал, что даже в Госдепе США не все были согласны с тем, что заявила Виктория Нуланд в поддержку этого нелегитимного правительства. Хочу уважаемым американцам сказать, что я найду нового Христофора Колумба, который закроет Америку», – не преминул пообещать, в свойственном ему ироничном стиле, Усатый.
«Şi Plaha arestat!…»
Хоть полиция и озвучила свои стандартные «одиннадцать тысяч», участников воскресных протестов, по самым осторожным прикидкам, было чуть ли не в 10 раз больше. Если предположить, что в течение всей этой бурной протестной недели в среде манифестантов осуществлялась некая ротация (например, по метеорологическим причинам), то своё отношение к действующей власти смогли публично выразить 100-120 тысяч молдаван.
Особо хотелось бы подчеркнуть две «локальные» акции. Так, в какой-то момент по пути к Площади великого национального собрания десятки тысяч протестующих остановились у министерства обороны и потребовали отставки министра, выдвиженца Либеральной партии Шалару. «Ветеринара – в отставку!» – призвал Усатый, обращаясь к участникам акции протеста. (По образованию Анатол Шалару – санитарный врач. – Д. Г.). Вместо трибуны лидер «Нашей Партии» находчиво использовал мемориальное артиллерийское орудие, установленное у ограды министерства.
Кроме того, длинная колонна манифестантов остановилась у стен СИЗО №13, где, по совершенно очевидно сфабрикованному политическому обвинению, содержатся активисты «группы Петренко». Лидеры оппозиции и манифестанты потребовали освободить активистов, которых «упрятали в тюрьму за протест против криминального режима». «Свободу политзаключенным!» «Libertate!» – скандировали протестующие. «După Filat, şi Plaha arestat!» – с особым подъемом подхватили тысячи голосов новый лозунг.
Нацию надо спасать
Итогом воскресных протестов стала общая резолюция, в которой, в частности, утверждается:
«Республика Молдова находится в беспрецедентной ситуации. Опасность окончательного захвата государства стала реальностью, и в таких условиях все граждане Республики Молдова объединили усилия, чтобы оказать всеобщее сопротивление олигархическому и диктаторскому режиму.
Серьёзнейшим вызовом для граждан страны стало формирование так называемого парламентского большинства, учрежденного не на основании голосования граждан, а с помощью взяток, шантажа и коррупции. То, как узурпаторы власти назначили правительство и премьера, нарушая все демократические нормы, посреди ночи, показывает, что Республикой Молдова правит не закон, а криминальная хунта во главе с олигархом Плахотнюком. В таких условиях констатируем окончательный захват всех институтов государства.
Единственным спасением демократии и самого существования государства Республика Молдова является замена в полном составе нынешнего политического класса путем досрочных выборов, организованных в демократических условиях правительством, пользующимся народным доверием, под мониторингом ООН и международных институтов.
Призываем партнеров по развитию Республики Молдова прислушаться к требованиям народа об организации досрочных выборов в демократических условиях и не содействовать олигархическому правительству Филипа-Плахотнюка…».
В духе процитированной выше резолюции протестный митинг объявил также о создании в стране Совета национального спасения. От его имени власти было выдвинуто ультимативное требование роспуска парламента, назначения даты досрочных парламентских выборов, которые должны пройти не позже апреля 2016 года, и избрания президента РМ прямым всенародным голосованием.
Дмитрий ГАМАЮНОВ.