Хорошо сидим?
Чтобы тюрьма стала домом родным
Адвокат Владимира Филата от имени своего клиента направил в Европейский суд по правам человека жалобу. В ней он требует взыскать из бюджета Республики Молдова деньги за то, что бывший премьер-министр содержится в «бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство» условиях.
С момента прихода к власти Альянса «За европейскую интеграцию» регулярно велись разговоры о том, что в стране необходимо построить «европейскую» тюрьму. В конце 2013 года, когда Владимир Филат уже был отправлен в отставку с должности премьера, парламент одобрил получение кредита в 39 миллионов евро на строительство нового пенитенциарного учреждения. Возведение объекта предполагалось начать в пригороде Кишинева – селе Бубуечи. Первые «клиенты» должны были занять камеры уже в 2018 году. Однако на сегодняшний день работы даже не начинались.
Наши политики – люди недальновидные, не способные позаботиться о своем будущем. Влад Плахотнюк, Юрий Лянкэ, Дорин Киртоакэ и многие другие – потенциальные сидельцы. Потому вполне разумно было бы не совершать ошибку, допущенную Владимиром Филатом, и как можно скорее начать строить современную тюрьму, ну или на худой конец оборудовать для себя камеры повышенной комфортности. Дело это не одного дня.
Мы поинтересовались у людей, оказавшихся на нарах в разное время и в разных странах, о том, что необходимо сделать, чтобы «очеловечить» пенитенциарную систему Республики Молдова, а также попросили высказать свое отношение к идее создания платных камер, оборудованных за счет сидельцев, и возможности приобретать некоторые блага?
Семен Никулин, военный аналитик, в 2012-2013 годах по надуманному обвинению в шпионаже провел четыре месяца в одиночной камере в СИЗО Службы безопасности Украины в Киеве и восемь месяцев в Одесском СИЗО: «Если под «очеловечиванием» тюрем подразумевается создание достойных условий содержания граждан, то тут все очень просто: надо вкладывать деньги и добиваться строгого исполнения законов персоналом Департамента пенитенциарных служб, правоохранителями и судьями. Также следует расширять гражданский контроль за функционированием пенитенциаров. Я против платных услуг за колючей проволокой. Это ненормальная ситуация, когда человек, свобода которого ограничена, делает ремонт в камере или, что еще хуже, платит за содержание в «хорошей камере». Это недопустимо по целому ряду причин – как этических так и чисто юридических».
Федор Гелич, предприниматель, бывший советник Владимира Филата, месяц провел в СИЗО №13.: «Ко мне со стороны обслуживающего персонала и охраны, было довольно уважительное отношение. Очень им благодарен. Условия были почти идеальными. Душ, туалет, телевизор, хорошее питание. Я будто месяц отдыхал в санатории. Филат меня посадил, надеясь закрыть мне рот. Но и в прокуратуре, и в полиции есть порядочные ребята. Я заранее знал, когда придут с обыском. А Филат получил от Господа Бога то, что заслужил. Когда я шел по коридорам, подследственные меня приветствовали. В их восприятии я был борцом за справедливость. А этот тип – он враг нашего народа. Могу себе представить, какое там к нему отношение. Это человек, который ограбил народ. Вытащить кошелек из кармана и разграбить страну – разные вещи. В каждом тюремном учреждении есть свой регламент. Персонал из уважения к тебе может пойти навстречу, дать какие-то послабления. А когда попадают люди такого типа, к ним самое строгое отношение. Нечего пищать, он получил то, что заслужил. Будь я начальником пенитенциарного учреждения, перемещал бы Филата из камеры в камеру, пока он везде не сделает капитальный ремонт. Что же касается «элитных» камер и возможности пользоваться особыми условиями за свой счет – я против. Тюрьма – это заведение, где все должно быть на равных. Как в церкви».
Борис Мариан, поэт, публицист, за антисоветскую пропаганду отсидел в лагере с 1957 по 1962 годы: «Очеловечиванию тюрем положил начало эксперимент с бывшим премьером Филатом. Вот таких, если заслужили, нужно сажать этих обманщиков народа. А они, конечно же, захотят иметь нормальные человеческие условия, вот пусть и реформируют систему. Тогда и улучшится состояние наших тюрем. Очень смешная идея вводить платные услуги за решеткой. Я бы такую ахинею даже не придумал. Хотя в наше время все возможно. В сущности это уход от самой идеи наказания».
Александр ТОКАРСКИЙ.