НЕБРЕЖНЫЕ ДНЕВНИКИ БРЕЖНЕВА
Генсек скрывал, что на год моложе
В Выставочном зале Федеральных архивоввмоскве открыЛАСЬновАЯ экспозиция. Посетителей ждет знакомство с Л.И.Брежневым, со дня рождения которого исполняется 109 лет. Накануне нашему корреспонденту удалось осмотреть витрины с брежневскими артефактами и послушать рассказ о них Михаила Прозуменщикова — зам. директора Российского государственного архива новейшей истории, специалисты которого и готовили эту экспозицию.
— Мы очень активно используем так называемые рабочие дневниковые записи Брежнева, которые раньше хранились в кремлевских архивах. Здесь вперемежку размышления, политические тезисы, упоминания об официальных мероприятиях, о работе над документами, об отдыхе…
Первые из обнаруженных записей относятся еще к 1944 году, когда армейский политработник Брежнев находился в Закарпатье. «В Ужгороде, Закарпатская Украина… Мобилизация… Коменданту будет мордобой, если он не соберет военные и рабочие батальоны…»
В последующем были довольно большие пропуски, но с тех пор, когда он оказался во главе партии, Леонид Ильич стал делать дневниковые записи практически ежедневно. Писал ручкой, разноцветными фломастерами в блокнотах, записных книжках, зачастую просто на отдельных листках… Учитывая, что во многих случаях на этих листках нет даты, порой трудно определить, к какому времени относится данная запись… Очень примечателен один из таких брежневских автографов, относящийся к 1966 году. Леонид Ильич записал тогда едва ли не крамольную мысль о том, что с американцами надо дружить, не следует на них слишком сильно давить, оставляя шансы договариваться с нами… Эту записку обнаружили в 1982 году, когда после смерти генсека вскрывали сейф в его рабочем кабинете: листочек завалялся в дальнем его углу.
А вот записка, которая датирована 8 декабря 1966 года и посвящена проблеме Китая, где тогда вовсю бурлили затеянные Мао Цзэдуном революционные страсти: «Давайте их не трогать по культурной революции — пусть сами дерутся, а мы будем нести знамя марксизма-ленинизма. Если мы будем вмешиваться, может произойти консолидация их сил…»
По поводу египетско-израильского конфликта: «Арабы потерпели первое поражение, я имею в виду прогрессивные арабские силы… Это первое поражение вызвало гнев. И даже может вызвать этот гнев против наших союзников и наших правительств. Развитие событий может привести к потере революционного значения СССР в странах 3-го мира на долгое время. ОАР, Сирия, Багдад, Йемен — там [следует] восстановить свои порядки — у них нефть и другие интересы…»
Некоторые из записей Леонида Ильича:
«27-е августа — суббота. Был на охоте. Кабан и олень. Большой туман. 28-е августа. Воскресенье. Завтрак — бритье. Плавание. Обед — отдых. Посмотрели по телевидению передачу о ледоколе «Арктика». Вес до завтрака — 85,500. Вес после плавания 2 часа в бассейне — 85,150… Работал с А.И.Блатовым… Ангола — просит приехать (Нето), пусть Суслов».
«О КГБ — просит помочь: ушли разведчики за границу. Многое знают, стоит вопрос: может быть, отозвать разведку из-за границы. Разобраться и посоветоваться, что делать. Ушли в Вену, в Бейруте, есть в Канаде…»
«13 октября 1972 года. Лег в больницу на операцию, которую откладывал три месяца из-за внутренних дел — главным образом сельскохозяйственных… 14 октября — операция. Затем 10 мучительных дней без живой связи с товарищами (хуже операции). Облегчением была связь через прикрепленных…»
Яркий штрих к политическому портрету Брежнева — его отношение к позднему Хрущеву.
«…У нас культ. Т. Хрущев зазнался, он нас не объединяет, а разъединяет. Распоясался. Он лично провозгласил: догнать и перегнать [Америку]. Это авантюристический подход к хозяйственной политике. Часто меняет мнение…»
— В 1968 году генсеку поступила из компетентных источников информация о том, что на Западе готовят к выпуску мемуары прежнего лидера страны, опального Хрущева, — рассказал Прозуменщиков. — Реакция Брежнева по поводу такой новости также сохранилась в его дневнике. Леонид Ильич записал: «О Хрущеве (мемуары). О допуске всякой швали к военным архивам и их использованию в неблаговидных делах ужесточить». Вероятно, кто-то помогал Хрущеву при работе над мемуарами, брал для него выписки из архивных документов. Самого-то Никиту Сергеевича в то время, конечно, никуда бы не пустили.
— При изучении брежневских рабочих дневников мы убедились, что даже в самые последние годы своей жизни — в 1980-м, 1981-м, 1982-м — Леонид Ильич был отнюдь не тем мало что соображающим «декоративным» главой СССР, каким его принято считать в постсоветское время, — подчеркнул Михаил Юрьевич. — Сделанные им записи, его комментарии к документам очень часто демонстрируют совершенно трезвый ум их автора, видна вполне адекватная оценка им явлений и событий. Это явно не продиктованный кем-то другим текст, а собственные брежневские мысли — пусть даже и записанные плохим уже почерком. Хотя, конечно, в отдельные моменты, возраст и болезнь сказывались…
Из рабочей записки, отправленной К.У.Черненко 7 февраля 1973 г.: «Константин Устинович! …Т.т. Гречко, Куликов… должны дать мне справку — что решено и что имеем дать во время приезда Хафеза Исмаила и военного министра Египта. Т. Устинов Д.Ф. должен разобраться с ракетами «земля–земля». Я не помню, когда мы это обещали, но даже дело не в этом. Главное, что это будет означать для Египта. Ведь США дадут Израилю тоже такие ракеты, и что из этого получится, никто не знает».
Два экспоната рассказывают о малоизвестном и отчасти анекдотическом факте. Леонид Ильич всегда отмечал свой день рождения по старому стилю — 19 декабря, так как по новому стилю дата появления его на свет — 1 января. Не мудрено, что именно декабрьский вариант фигурировал тогда во всех книгах, справочных изданиях… Однако случались промашки. Под стеклом витрины — два листка из отрывных календарей, изданных массовым тиражом. Один из них — за декабрь 1970-го, и на страничке, датированной 19-м числом, упомянуто про день рождения Брежнева. А вот на соседнем листке из отрывного календаря на 1971 год та же запись помещена под другой датой — 1 января. «Видимо, кто-то запутался, а кто-то недосмотрел, а в итоге эта «крамола» была напечатана массовым тиражом, — улыбнулся Прозуменщиков. — Наверняка тогда за такую ошибку виновные получили по полной программе!»
Выставка «Брежнев. К 109-летию со дня рождения» будет открыта до 28 февраля.
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ.