ARD-ОБСТРЕЛ: ВТОРАЯ СЕРИЯ
Кто и что стоит за немецким телеканалом, объявившим войну российским спортсменам?
Очередное обвинение российских атлетоввприменении допинга пришло с Запада. Немецкий телеканал ARD выпустил новый фильм, в котором в открытую уличают в применении запрещенных препаратов четырех спортсменок — Анастасию Баздыреву, Екатерину Поистогову, Татьяну Мязину и Кристину Угарову. На сей раз автор документальной киноленты Хайо Зеппельт пошел еще дальше: он обвиняет Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в содействии сокрытию фактов применения нехороших лекарств, то есть пособничестве. Так есть ли основания опираться на журналистские творения, когда единственной уликой в борьбе с этим злом служат две пробирки — пробы «А» и «Б»?
С этим вопросом мы обратились к Николаю Дурманову, много лет возглавлявшему Антидопинговую комиссию Олимпийского комитета России, который, по его собственному выражению, «на допинговых скандалах съел всех собак и принялся за кошек».
— Там речь идет о подслушанных разговорах, перехваченных письмах, тайных съемках. Вообще-то это преступление.
— С чьей стороны?
— Да с любой стороны. Даже полиции для таких фокусов нужны официальные санкции. Оставим за скобками: есть основания подозревать наших спортсменов или нет. Но понятно одно: у немцев завелся новый спорт — охота на русских спортсменов.
— Николай Дмитриевич, а откуда ноги растут? Неужели просто появился журналист-правдоруб, который делает себе имя? Сомнительно…
— Разброс версий может быть широким: от одного из щупальцев глобальной гидры, целенаправленно очерняющей наш светлый национальный имидж, до простого рабоче-крестьянского журналистского хулиганства. Россию за прошедший год так раскрасили густо-черной краской, что на этом фоне сделать себе «прессу», поднять себе индекс цитируемости — вполне рыночный медийный шаг. Но мне все-таки кажется, что это один из кусочков большой картины. Чем ближе к ЧМ-2018, тем больше шансов нам эту картину лицезреть во всей красе.
— Если ВАДА раскрывает или даже, не дай бог, продает свои базы данных, то это ведь и вправду должностное преступление?
— В смысле — откуда утекло? Ну, ВАДА это всего 20–30 чиновников, которые тихо и мирно сидят на каком-то там этаже в центре Монреаля. Основные бурные допинговые (они же антидопинговые) события происходят в лабораториях. Их всего, если не ошибаюсь, 35 штук по всей планете — сертифицированных ВАДА. Кроме того, допинговые страсти бурлят в международных федерациях по видам спорта. Именно там формируются все судьбоносные решения. А аббревиатурой «ВАДА» пугают почтенную публику почем зря. Примерно так же, как испуганных западных обывателей — мифической агрессией Красной армии. А все потому, что просто произносится и легко запоминается — ВАДА. Почти как НАТО.
Ведь что такое ВАДА? По сути своей это небольшая международная фирма, которая пытается диктовать правила игры под названием «Дивный чудный мир без допинга», не более того. Конъюнктурщики, чего уж там. Вот и сейчас в этом немецком киноскандале могут вторым темпом нарисоваться и попрыгать на наших костях, ибо обязаны продемонстрировать нахмуренные бровки. А вот если взять федерации, то там — ну очень живые люди. У них разные интересы: политические, экономические, лоббистские. Кто-то кого-то выбирает на вкусную должность, тянет вверх свою страну в смысле проведения чемпионатов или крупных турниров, кто-то «крышует» своих производителей экипировки, там крутятся большие деньги. И в любой из этих многоуважаемых общественных организаций может вдруг расцвести такая дикость нравов, что журналистам точно будет где разжиться интимной информацией или скандальными слухами.
— А почему немецкие СМИ выбрали своей целью именно нашу легкую атлетику? Опираясь на скандалы со спортивной ходьбой, или проблема гораздо глубже?
— Потому что легкая атлетика — это королева спорта. Она на виду. К тому же она универсально популярна во всех уголках мира. Пусть не самая на фоне, скажем, футбола, но по средним показателям это так. Я к тому, что информацию про легкую атлетику увидят миллионы людей.
Но только это все вокруг да около погромыхивает. Полагаю, что главная имиджевая мишень — это наш чемпионат мира по футболу. Скажем так, чутье старого чиновника.
— А вот что делать с обвинениями в адрес РУСАДА? Кажется, есть резон в суд подавать!
— Так и надо подавать! Сколько можно жаловаться на то, что нас обидели, плюнули в душу, опять обозвали земляным червяком?! Заметьте, в разговоре я ни разу не поднял вопрос: виновны ли спортсмены; системное или нет, если оно было, употребление допинга; участвовал или не участвовал тренер? Что на эту тему фантазировать? Пусть рассуждают те, у кого на руках факты. А я сейчас как болельщик говорю. Мне интересно посмотреть, как злобные адвокаты будут гонять немцев-журналюг за нарушение всех мыслимых этических и уголовно-процессуальных норм. Тоже ведь спорт…
Дмитрий ЛЮБИМОВ.