Экс главу МИДа ПМР Валерия Лицкая «допросили»
О кишиневском майдане по-киевски, безыдейных олигархах, доверчивых европейцах и украинской гражданской войне
Год назад в редакционной гостиной «МК» прошла встреча с первымминистроминостранных дел Приднестровья, профессиональнымдипломатоми экспертомв области международных отношений ВалериемЛицкаем. Можно удивляться и разводить руками, но все прогнозы нашего гостя в той или иной степени стали реальностью. Это касается и Республики Молдова и Левобережья, и Украины. Естественно, нам захотелось узнать: а что же будет еще через год? Поэтому Валерий Анатольевич вновь оказался в гостиной «МК». В беседе приняли участие Сергей Дробот, главный редактор «МК», Юлия Семенова, председатель Ассоциации русскоязычных журналистов, Александр ТОКАРСКИЙ, зав. отделом политики «МК».
Демократам, коммунистам и либерал-демократам на все наплевать
– Как это ни странно, в Кишиневе многие уже окончательно сбиты с толку происходящим после парламентских выборов. Может Вам, из Тирасполя, все виднее?
– Молдавский политический кризис 30 ноября не разрешился. В республике до этой даты был некий розовый туман, политики думали: после выборов все проблемы исчезнут сами собой. Ан нет. Молдавское общество остается расколотым 50/50. За счет жульнических комбинаций создано новое-старое большинство. В парламенте справа и слева сформировалась идейная оппозиция. Михай Гимпу, как бы его ни критиковали, человек принципиальный, отстаивает свои ценности открыто и честно. Игорь Додон сражается за восточный вектор развития. Посередине – болото: демократы, коммунисты и либерал-демократы. Им на все наплевать. Правда, пока их еще как-то сдерживают европейцы. Именно они не рекомендуют садиться за стол переговоров с ПКРМ. Впрочем, похоже, те залезли под стол. Таким образом, объединились олигархи с большими деньгами, абсолютно безыдейные, но с общими интересами. Сегодня даже раздел постов не так уж важен. Есть теневое правительство, где все и решается. Министры будут простыми исполнителями.
– А можно поподробнее о теневом правительстве.
– Это некое подобие Политбюро советского периода. В него входит шесть-семь олигархов. На интересы народа, на Европу или Евразийский союз им наплевать. В России Владимир Путин олигархов смял и подчинил. Местные говорят: «Нет, нам такого не надо, не хотим прятаться в Лондоне, не нужна нам путинская система». Но молдавские финансовые воротилы не хотят и в Европу, где достаточно действенны законы, направленные против коррупции. Там олигархов сажают. Поэтому прокурор-иностранец теневому правительству не нужен, такой, глядишь, еще и посадит.
– Но ведь перед созданием альянса Гимпу, Филат, Лупу сидели в аэропорту четыре часа с европарламентариями, о чем-то они договорились.
– Из Брюсселя в Кишинев отправились не самые заметные европейские политики. При этом они даже не выходили из аэропорта, дабы их не считали официальной делегацией. В Европе начинают осознавать: молдавская политэлита занимается, выражаясь языком уголовников, кидаловом. Потому-то, чтобы не ронять свой авторитет, в Кишинев не поехали первые лица ЕС, не пригласили туда и наших олигархов. Хотели было отправить румын. Клаус Йоханнес уже и чемоданы собрал, но, поразмыслив, визит отложил. Европейцы ведь требовали проводить реформы, решать какие-то вопросы. Олигархи в ответ охотно брали под козырек и сто пятьдесят раз отвечали «да». После клянчили деньги. Ну, а когда победили, откровенно кинули кураторов вместе со всем Брюсселем. Там до сих пор в это поверить не могут, еврочиновники с такими казусами еще не сталкивались.
– Что же нас ждет?
– Вам предстоит решить несколько задач, которые раньше можно было отложить. В молдавском обществе в корыстных целях создано несколько мифических конструкций. Например, европеизм – это некая идеология, чуть ли не религия. Вся проблема в том, что ЕС – экономическая организация. И Кишинев стучит в закрытую дверь. Потому что надежда на то, что соглашение об ассоциации – это и есть путь в Европу, к европеизации – абсолютный обман. И не потому, что это плохой документ, а потому, что уже есть немало ассоциированных государств, например, Израиль, Чили, Марокко. Что вовсе не означает их скорое принятие в ЕС. Молдова пять лет жила европейской мечтой, но так не может быть вечно. В стране неизбежно возникнет кризис идей. Он выльется в досрочные выборы. Вот тогда-то этот альянс исчезнет. Ему на смену придет либо промосковское правление, либо вы действительно станете европейцами, и такое чудо можно представить. Есть и третий вариант – возникновение молдавской националистической партии, которая будет пытаться формировать молдавскую нацию. Подобным образом румыны создали нацию 150 лет назад.
Как планировался кишиневский «майдан»
– Насколько демократична нынешняя власть Молдовы. Как вы оцениваете появление в Кишиневе политзаключенных?
– Давайте разберемся с терминами. Луис Корвалан проводил политическую деятельность, за что и был арестован. В вашем же случае, у олигархов просто не было уверенности в победе 30 ноября. Как запасной вариант они заложили киевский сценарий – майдан. Чтобы процесс запустить, необходимо было обозначить реальную мишень. Ею стали «Антифа» и Ренато Усатый. На их месте мог оказаться кто угодно. Потом неожиданно выиграли выборы. Пришлось майдан отменять. Аресты прекратились, ну а кто попал, тот попал. Судить ребят не могут – не за что, отпустить тоже – это значит признаться в предвыборных махинациях.
– У нас планировался майдан по-киевски? Со снайперами?
– А как же иначе? Механизм везде одинаков, он давно отработан. Приезжает сотни три хорошо подготовленных к противостоянию с полицией бойцов. Их готовят в Европе для разных стран, будь то Грузия или Молдова. Политики начинают истерику, средства массовой информации подхватывают. В любом крупном городе всегда найдется 20-25 тысяч люмпенов, готовых за гроши делать все что угодно. Вывести их на площадь большого труда не составляет. Необходимый элемент механизма – десяток снайперов. Они приезжают в страну за месяц до событий в качестве туристов. Определяют огневые точки. Налаживают связь. И ждут команды. Таких специалистов тоже готовят в Европе. Это профессионалы, они умеют незаметно появляться и бесследно «испаряться». Так было недавно в Киеве, в уже далеком 1989-м в Бухаресте, в 1993-м в Москве. Без трупов никакой «майдан» успехом не завершить.
– Евгений Шевчук недавно подписал довольно жесткий закон по борьбе с терроризмом. Неужели есть реальные угрозы?
– Это же Приднестровье. Терроризм для нас не новость еще со времен Илашку. Хотя для нейтрализации таких людей особые законы и не нужны. Сегодня на Украине идет гражданская война. Там воюют армия, добровольческие батальоны и какая-то шушера. Ни киевские, ни донецкие власти с ней ничего сделать не могут. Эти банды уже отметились не только в Луганской, но и Одесской областях. Могут ли они появиться в Тирасполе? Почему нет? Погрузились на дизель-поезд, и через час в Тирасполе. У нас очень жесткая система, без сомнения, таких «волонтеров» перебьют за два часа, и не понадобятся ни суд, ни следствие. В Приднестровье регулярно проводятся учения, проверяется связь, мобилизационная готовность. Если, например, заваруха начнется в районе Великоплоского, перебросить нужные подразделения в район Дубоссар мы сможем за час. Это высокая степень готовности.
– Для Вас не стало неожиданностью появление в Донецкой народной республике Антюфеева с Караманом?
– Особенность приднестровского конфликта в том, что он начался еще до распада Советского Союза. Тогда зародилось подобие интербригад. С распадом СССР это сообщество не исчезло. В нем хорошо подготовленные, идейные люди. Они приехали помогать ПМР добровольно, и было их всего человек пятьсот. Когда конфликт затих, многие уехали воевать в Абхазию, с ними отправились и некоторые приднестровцы. Это не наемники и не киллеры из частных охранных предприятий, они воюют за идею. У них есть свои руководящие центры. Не в правительстве России. Координация осуществляется через партии, союзы офицеров, патриотов. Что же касается Антюфеева, то когда он не смог ужиться с Шевчуком, с частью своих людей покинул Приднестровье. Будет завтра война в Карабахе, отправится на Кавказ. Караман тоже не нашел себя в ПМР при новом режиме. Поэтому оказался в Донецке и стал там отвечать за социальные вопросы.
– Насколько недоговороспособны нынешние власти Тирасполя и Кишинева? Возможно ли федеративное устройство Молдовы?
– Мы с Молдовой уже по сути создали конфедерацию со всеми реально действующими механизмами. Это пока всех устраивает. Сравните с тем, что происходит между Азербайджаном и Карабахом. Там линия фронта, стрельба. У нас, куда ни глянь – все работает. Например, мы производим электроэнергию, Кишинев нам за нее платит. Транспорт функционирует, связь тоже, системы образования взаимодействуют. Приднестровцы в каждом случае находят способ договориться по вопросам, которые им интересны. Наша задача – перейти к узаконенной федерации, то есть сформировать двухпалатный парламент. Пожалуй, все. Мы не собираемся участвовать в молдавском правительстве, у нас должно быть свое. Когда я был во главе МИДа ПМР, у меня с коллегами из Кишинева не было никаких проблем, только взаимопонимание. Если надо было что-то сделать в Москве, созванивались и ехали вместе. То же самое и относительно Бухареста.
Гражданская война – как ремонт: ее нельзя закончить…
– Арсений Яценюк на днях заявил, что на востоке Украины Россия ведет полномасштабную войну. Каких действий на этом фоне следует ожидать со стороны НАТО?
– Если обвинение Яценюка правда, то, по конституции, должна собраться Верховная рада и объявить России войну. Этого Киев почему-то не делает. Кроме того, если есть агрессия, надо вводить военное положение, но и это не происходит. Более того, экономические связи с Российской Федерацией не разорваны. Яценюк на самом деле хочет, чтобы Запад ввел максимальные санкции, а Украина как ни в чем не бывало будет с Москвой по-прежнему торговать. Что это за война? Граница закрыта? Нет. Связь между Киевом и Москвой функционирует, хочешь – продавай военные секреты. Что же до НАТО, то это механизм жесткий и коллегиальный. В уставе четко записано: Альянс начинает воевать в случае нападения на одного из его членов. Все. Теперь чисто военные аспекты. И российские, и западные генералы знают, стоит влезть в гражданскую войну (афганскую, украинскую, вьетнамскую…) – завязнешь надолго. Потери – запредельные. Если бы Россия реально воевала на Украине, несколько дивизий со стороны Белгорода, минуя донбасскую группировку, прошли бы через чистое поле и уже взяли бы давно Киев. Столицу Украины защищает одна бригада. Так же как и Харьков. И почему не задействована российская авиация?
– Когда эта война завершится?
– Гражданская война – как ремонт: ее нельзя закончить, можно только прекратить. Возможно это двумя способами. Первый. Собирается комитет великих держав, без Украины. Составляется перечень требований к Киеву. Например, создание полноценной федерации. Документ, в случае невыполнения поставленных задач, должен быть дополнен списком санкций. Вариант силового решения маловероятен. В таком случае развернется, как в Северной Ирландии, массовый терроризм. Кишинев и Тирасполь в 1992 году проявили незаурядную мудрость и зрелость: прекратили войну, задавили ее причины и не допустили повторения конфликта.
– И последний вопрос, Вы верите в евразийский проект для РМ?
– Молдова больше трехсот лет была в составе евразийского государства под названием Османская империя. Потом на сто пятьдесят лет вошла в евразийскую Российскую империю. И только последние четверть века является независимой республикой. Это настолько малый срок, что говорить об отказе от евразийского образа жизни просто смешно. Мечте о Европе и того меньше – пять лет. Нынешний правящий политический класс, при необходимости, может изъясняться уже и на приличном английском, но, когда надо поторговаться, начинает действовать как восточный паша. Как говорится – гони природу в дверь, она влетит в окно.
Александр ТОКАРСКИЙ.