Газета "Кишиневские новости"

Политика

ШОТЛАНДЦЕВ ПОБЕДИЛА ДРУЖБА

ШОТЛАНДЦЕВ ПОБЕДИЛА ДРУЖБА
25 сентября
14:36 2014

Эксперты считают, что результаты референдума предотвратят возможный развод Испании и Каталонии

Шотландия сказала «нет» отде­лению от Великобритании. За отказ отделиться от Соединенного Королевства проголосовали 53% избирателей, в то время как число сторонников отделения составило 47%. Глава центральной счетной комиссии Мэри Питкейти заявила: «Совершенно ясно, что большин­ство ответило «нет» на вопрос ре­ферендума».

Явка на шотландском референдуме побила все британские рекорды и достигла беспрецедентно уровня — 84,6%. Такого числа людей, пришедших на избирательные участки, не было в Великобритании с мо­мента введения всеобщего избирательно­го права в стране в 1918 году. Предыдущим рекордом явки в истории Соединенного Ко­ролевства можно считать 83,9%, которые были зафиксированы в 1950 году во время парламентских выборов.

Выборы проходили в 32 округах. Круп­нейший шотландский город Глазго поддер­жал независимость Шотландии: «да» сказа­ли 53,5% (194 779 человек), а «нет» — 47% (44 283 человека). Явка в Глазго составила 75% избирателей. К примеру, Эдинбург высказался против отделения от Велико­британии: за независимость высказались 39% (123 927 человек), а за целостность — 61% (194 638 человек). Проголосовали 84,3%. Стоит заметить, что наибольшую поддержку выходу Шотландии из состава Великобритании оказал город Данди: там за независимость проголосовали 57,35% избирателей.

«Мы сделали правильно, когда, уважая большинство Партии шотландских нацио­налистов в парламенте Шотландии, дали шотландскому народу возможность выска­заться, — заявил премьер-министр Велико­британии Дэвид Кэмерон. — И мы услышали волю народа… Шотландцы высказались, и результат ясен. Они сохранили нашу стра­ну, состоящую из четырех наций, и, как и миллионы других людей, я счастлив». В то же время премьер пообещал предоставить Шотландии расширенные полномочия: «Как шотландцы получат больше власти решать свои дела, так и люди в Англии, Уэльсе и Се­верной Ирландии должны иметь больше са­мостоятельности в своих». А первый министр Шотландии Алекс Салмонд, несостоявшийся президент независимого государства, зая­вил, что принял «демократический вердикт, вынесенный народом Шотландии».

— Можно оценивать этот референдум по-разному, — рассказывает руководи­тель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена АНАНЬЕ­ВА. — Но итог этого референдума — еди­ная страна, поэтому очевидно, что в других странах, например в испанской Каталонии, это может поубавить пыл у националистов. Исход референдума говорит о том, что быть в составе крупной страны лучше. Шотланд­цы решили так.

— Голосование продемонстрировало большой раскол общества в Шотландии. Как это может повлиять на жизнь внутри страны?

— Британии предстоит конституционная реформа. Как известно, Соединенное Коро­левство состоит из четырех регионов, среди которых — Шотландия, Уэльс, Северная Ир­ландия. И если в процессе предоставления больших прав регионам Шотландия полу­чила свой парламент, а Северная Ирландия — национальную ассамблею, то в Англии ни парламента, ни национальной ассамблеи нет. Там есть только региональные советы, и в Англии уже давно звучали голоса о том, чтобы создать свой парламент. И во всяком случае, чтобы депутаты, которые избраны в национальный парламент от Англии, два дня в неделю заседали исключительно по вопро­сам, касающимся Англии.

— Что предполагают особые полно­мочия, которые обещал Кэмерон Шот­ландии?

— Прежде всего любой парламент соз­давался исторически для того, чтобы делить деньги, сбор налогов. Речь будет идти о том, как расширить права Шотландии в отноше­нии сбора налогов и установления самой процентной налоговой ставки. Это самый главный вопрос. Дальше уже Шотландия будет решать вопрос, сколько и как направ­лять на здравоохранение, как решать какие- то другие социальные вопросы. Но прежде всего это вопрос налогов.

О том, возможны ли другие референ­думы в странах со спорной территорией, нам также рассказал заместитель ген­директора Центра политических тех­нологий Алексей МАКАРКИН: «Вряд ли, потому что Квебек уже два раза проводил. Решили остаться. Второе — Каталония, но испанское законодательство не предусма­тривает референдумов об отделении. Если что-то возможно, то что-то абсолютно об­щественное, и результаты могут не соот­ветствовать испанскому законодательству и не быть признаны. Италия? Ломбардия и Венеция — там все значительно слабее. Ре­зультат референдума заставил подумать, что сторонники отделения всегда активнее, динамичнее, креативнее. Было очень много молодежи, был даже снижен возраст для участия в референдуме, чтобы привлечь до­полнительных сторонников, но в то же время за этой активностью, за этим динамизмом не всегда видны те, кто настроен скептически. Они не ходили на митинги, но пришли на из­бирательные участки проголосовать. Судь­бу такого голосования могут решить люди, которые проявляют меньшую публичную активность».

Игорь СУББОТИН.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,91+0,06%
EUR19,08+0,16%
GBP22,28+0,11%
UAH0,45–0,32%
RON3,83+0,14%
RUB0,19+0,71%

Курсы валют в MDL на 19.04.2024

Архив