РОССИЯ НЕ БУДЕТ БОМБИТЬ УКРАИНУ
Хотя технические возможности для точечных ответных ударов у нас есть
После печального инцидента под российским Донецком, когда в результате обстрела с украинской территории погиб мужчина и была ранена женщина, вопрос о том, нужно ли России отвечать огнем на огонь, обсуждается в обществе с новой силой. Ряд СМИ сообщили, что в Кремле рассматривают возможность нанесения «точечных ответных ударов». Позже эту информацию опроверг пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, который заявил: «Сообщения о том, что Россия рассматривает возможность ударов, — нонсенс, не соответствуют действительности».
Впрочем, многие эксперты все равно считают, что отвечать надо жестко. И, по некоторым данным, на российско-украинской границе в Ростовской области средства артиллерийской инструментальной разведки уже развернуты и находятся в готовности. Мы выяснили, какими средствами армия России могла бы наносить «точечные удары».
Подавить огневую точку противника, к примеру, минометный расчет, который делает несколько выстрелов и быстро меняет дислокацию, задача, конечно, не из легких, но, как уверяют военные эксперты, она вполне решаема.
— Такие системы у нас есть, — утверждает главный редактор журнала «Арсенал», полковник запаса Виктор Мураховский. — Если говорить о стационарных целях, к примеру, аэродромах, бункерах, радиолокационных станциях, то для их уничтожения у нас есть ракетные комплексы «Искандер М», которые оснащены как баллистическими, так и крылатыми ракетами.
Помимо наземных ракетных комплексов у России есть современные фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 и модернизированные бомбардировщики Су-24М2. Они способны применять высокоточные системы поражения, например, управляемые ракеты воздух–поверхность и корректируемые авиабомбы с лазерным и телевизионным наведением.
— Если говорить о наземной компоненте, то у нас есть комплексы контрбатарейной борьбы, которые включают в себя средства поражения, это 152-миллиметровые самоходные гаубицы 2С19М2 «Мста-С», модернизированные, с новой автоматизированной системой управления огнем, — рассказал эксперт. — У них увеличена прицельная скорострельность, а также имеется возможность применения цифровых электронных карт, что существенно ускоряет ориентирование на местности и позволяет более оперативно и с большей эффективностью выполнять огневые задачи.
Для того чтобы точно определить цель, существуют средства разведки — это беспилотные летательные аппараты, а также радиолокационные станции разведки огневых позиций артиллерии «Зоопарк 1М». Этот комплекс предназначен для определения координат ведущих огонь минометов, артиллерийских орудий, реактивных систем залпового огня и пусковых установок тактических ракет по факту выстрела или пуска. Зафиксировав выстрел и отследив траекторию полета снаряда или ракеты, комплекс выдает целеуказания собственным средствам огневого поражения и контролирует эффективность их стрельбы. «Зоопарк» в состоянии обнаружить до 70 различных артиллерийских позиций в минуту и выдать их координаты в течение первых 20 секунд после залпа.
— Также есть средства управления, которые все эти цели завязывают в единый комплекс и в автоматизированном режиме выдают целеуказания и команды на поражение. В частности, комплекс автоматизации управления огнем «Веер П».
Как же работают эти хитроумные комплексы и насколько высока их эффективность в подавлении минометных и артиллерийских расчетов противника? К примеру, если минометный расчет с территории Украины делает несколько выстрелов, то комплекс обнаруживает позиции стреляющих минометов максимум по трем выпущенным снарядам или минам.
— В автоматизированном режиме эти данные передаются на системы управления, которые передают их на средства огневого поражения, — рассказал Мураховский. — Человек, по сути дела, участвует в этом процессе, нажимая одну кнопку. Он принимает решение — открыть огонь на поражение или не открывать. Время реакции системы составляет буквально 20–30 секунд. За это время никакой минометной расчет скрыться не сможет, он еще стрельбу не закончит, как получит в ответ.
Если говорить про авиацию, то ракеты воздух–поверхность позволяют, не заходя в воздушное пространство Украины, поражать цели на большую глубину, порядка 120–150 километров. В этом случае самолеты должны выходить на дежурство в воздухе. Когда цель вскрыта, пилоту дается команда на поражение. В этом случае время реакции будет несколько минут.
Александр СТЕПАНОВ.