ДЕНЬ ПОБЕДЫ С РАЗБИТЫМ СЕРДЦЕМ
Впервые за многие годы День Победы не будет вКиеве «радостью со слезами на глазах». 9 мая 2014 года Киев — и почему только Киев? — всех нас ждет праздник с разбитым сердцем.
В этом зачастую совсем не добром мире жизненно важно знать, кто твой друг и кто твой враг, на кого ты можешь положиться, а кто уйдет в кусты при первых же признаках серьезной опасности. Всю мою жизнь — а я появился на свет в мае 1975 года, практически одновременно с песней «День Победы», — у меня было это знание.
Я твердо знал, например: да, Советский Союз распался, навеки ушел в прошлое. Но они с украинским народом как были братьями, так ими и остались. В прошлом они — народы большой и великой страны — вместе победили вселенское зло. И эта общая Победа была своего рода канатом, который связывал их в большое и крепкое единое целое.
Накануне 9 мая 2014 года это ощущение куда-то исчезло. А в той части души, которую оно занимало, поселилась горечь — большая, вяжущая, беспредельная горечь. Зло проникает в жизнь постепенно и незаметно становится органичной частью существования. Но святые и светлые дни типа 9 Мая, словно луч прожектора в темноте, высвечивают это зло, показывают его во всей полноте и во всей мерзости.
«Российская Федерация координирует и открыто поддерживает убийц- террористов, действующих с оружием в руках на востоке страны. Не имея никаких оснований, руководство России позволяет себе наглым образом вмешиваться во внутренние дела Украины» — мог ли кто-нибудь из нас еще год назад помыслить, что за считаные недели до 9 Мая и.о. президента Украины обратится к народу с обращением такого содержания?
Но это реальность, в которой мы все сейчас живем. Это реальность, в которой нам придется праздновать 9 Мая. праздновать — сегодняшние трагедии и сегодняшние неурядицы не должны заслонять былые достижения и триумфы. Почему? Не только потому, что мы не имеем права упускать возможность еще раз поклониться ветеранам в этот День их Победы. Возможно, я впадаю в излишний романтизм. Но надеюсь: память о славном прошлом может помочь всем нам сделать более славным и настоящее, и будущее.
Я не призываю устроить 9 Мая некий эквивалент «олимпийского перемирия» по образцу древних эпох. Это, с моей точки зрения, заниженная и недостойная цель. Россия и Украина — должны ставить перед собой более амбициозные задачи. 9 Мая — это хороший повод вспомнить о том, что их объединяет, и увидеть сегодняшние разногласия в надлежащей перспективе.
69 лет назад все вместе победили гигантское чудовище. Неужели сегодня нельзя разобраться между собой? Что, собственно, делим? Что является камнем преткновения между Россией и Украиной? Почему нельзя решить все проблемы как взрослые люди и любящие родственники?
В контексте 2014 года все эти вопросы кажутся наивными и почти детскими. Однако в контексте прошлой Победы сам факт того, что эти вопросы приходится задавать, представляется диким и безумным. И в этом контрасте и лежит надежда.
Я не ношу розовых очков и не питаю иллюзий. Я не ожидаю, что 9 Мая политики из Москвы и Киева прослезятся, обнимутся и поклянутся отныне жить дружно. Но я надеюсь на некое изменение в атмосфере, на зацепку, которая даст возможность начать выкарабкиваться из глубокой ямы, в которой все оказались. Сегодня Москва и Киев фактически говорят не друг с другом, а поверх друг друга. И не пытаются договориться — но пытаются друг друга победить. 9 Мая у двух славянских столиц будет возможность вспомнить, что так было не всегда.
Михаил РОСТОВСКИЙ.